Тема: Страх как социальное явление

Исходя из многолетних исследований специалистов в области психологии, медицины и педагогики, можно выделить определенные детские страхи для каждого возрастного периода ребенка. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между месяцами. Отчетливые различия в мимике этих состояний появляются у более старших детей. Ранний возраст Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после 3 лет, достигая пика в 4 года. Они, например, боятся спать одни при выключенном свете. Однажды один маленький мальчик очень испугался шутки взрослого, который, зайдя в квартиру и сняв черную шляпу, сказал ему:

теоретический журнал

Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие.

В статье дано определение понятия страха, рассмотрены Повышение социальной активности младшего школьника обычно в страхе «быть не тем», страхе несоответствия и неодобрения, страхе опоздания.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, в неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов.

Всё в большей степени ситуации оценивания приобретают особое значение в контексте жизненных целей при приеме на работу, беседе с начальником, высказывании своего мнения, проявлении инициативы и пр. Так, внедрение в систему образования тестовых технологий проверки знаний обеспечивает довольно раннее знакомство человека с психологически экстремальными ситуациями оценивания [13; 16; 17].

Невозможность успешного участия в оценочных ситуациях приводит к затруднению удовлетворения не только социальных потребностей, но и базовых биологических потребностей, поскольку они могут быть реализованы только через посредство социальных коммуникаций.

Изучение феномена страха в отечественной и зарубежной психологии. Другие факторы социальной ситуации развития детей с ДЦП, отражающиеся . таких страхов, как страх наказаний, страх несоответствия требованиям и.

Боитесь выступать перед публикой? Отвечает психотерапевт Стефан Хофманн. Как обрести свою любовь, если вы буквально не в силах открыть рот, чтобы произнести пару слов и познакомиться с тем или той, кто вам понравились? Как устроиться на хорошую работу, если вы и на собеседование-то боитесь идти? А если приходите, то сидите, покраснев до ушей, и не можете толком ответить ни на один вопрос. На людей, которых мучает эта проблема, забавно смотреть в кино. Но в реальной жизни поводов для веселья тут нет.

Социальная тревожность, превращаясь в клиническое расстройство, ломает судьбы людей. Можно ли им помочь и в какой момент нужно бить тревогу? Если попытаться узнать признаки социальной тревожности из интернета, возникает впечатление, что она свойственна чуть ли не каждому из нас. Социальная тревожность заложена в нас эволюцией. Мы — социальные животные, нам необходимо быть частью группы. Но нужно различать обычную тревожность и социальное тревожное расстройство как клинический диагноз.

В основе социальной тревожности лежит страх быть непринятым, осмеянным.

46. Социальные страхи – виды и специфика их проявления.

Проблема страха в работах философов прошлого……………………………5 3. Страх в психологической структуре человека………………………………. Страх в массовом сознании……….. Страх перед ответственностью и свободой………………………………… Страх диктатуры как форма социального страха…………………………….. Социальный страх в России…………………………………………………….

что Аня, скорее всего, будет испытывать страх, напряжение и другие эмоции, Если следовать теории, несоответствие самому себе вызывает не о своем «я» в социальных взаимоотношениях (Gollwitzer & Wicklund, ;.

Запреты и вмешательство в жизнь со стороны родителей и близких, сужающие личностное пространство подростка, что в дальнейшем является фундаментом для развития социальных страхов. Актуальность исследования страха обусловлена его ролью в жизни человека. Щербатых, страх-это базовое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрожающей спокойствию и безопасности субъекта, сопровождающееся ощущением беззащитности перед угрозой. Стоит отметить что социальные страхи имеют характерные особенности: В подростковом возрасте у ребенка изменяется отношение к самому себе и изменяются отношения с близкими, потребность в приватности резко возрастает.

Подростки сосредотачиваются на отношениях со сверстниками и отдаляются от родителей. Желание подростка быть самостоятельным не всегда принимается родителями, они продолжают контролировать его поведение, выбор друзей, выбор одежды, что часто приводит к конфликтам между родителями и детьми, а также нарушает психологическое пространство, что служит основой для формирования тревожности и страхов. Достижение суверенности личностной автономии представляет собой результат и фактор ненасильственного, уважительного отношения к субъекту и самого субъекта к миру.

Понятие суверенность в отечественных исследованиях представлено мало, наиболее полно феномен психологической суверенности личности получил свою операционализацию в самостоятельной концепции С. Нартовой-Бочавер, согласно которой психологическая личностная суверенность определяется как способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, в основе которой - обобщенный опыт успешного автономного поведения.

Данное состояние можно определить как норму умеренно суверенное , которая характеризуется прочностью границ личности, дающая ей переживание суверенности собственного"Я", чувство уверенности, безопасности, доверия к миру.

Быстрая помощь студентам

Самоидентификация — уподобление себя какому-то конкретному человеку или образу человека. Первый класс — время решать задачу, как вписаться в коллектив, как соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и преподавателей, как принять новую для себя социальную роль ученика — человека, имеющего определенные обязанности, которому приходится делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Кратко это можно сформулировать так: Более того, в этом возрасте уже сформирована совесть , что также становится источником тревог и страхов: Причин для страхов становится еще больше.

Однако и психика становится крепче и устойчивей, и ребенок постепенно учится справляться с тревогами , преодолевать их.

Козьмы Минина» на кафедре социальной психологии Исследование страха несоответствия ожиданиям окружающих выявило показатели высокого.

Социализация страхов у населения и психологические особенности изменения поведения и отношений О. Но и в нем имеется немало источников страха. Одни испытывают боязнь несчастных случаев на железной дороге, на автотранспорте, в авиаперелетах и т. Однако в нашей стране, как свидетельствуют многочисленные социологические и психологические исследования, наиболее распространенным источником страхов и опасений, являются особенности социальных отношений. Это проявляется прежде всего в страхе перед нестабильным настоящим и непредсказуемым будущим, неверии в позитивный исход начатых в стране реформ, страхе потерять работу, оказаться на грани голодной смерти, страхе перед ростом преступности, ощущении незащищенности законом и т.

Больше всего их пугали гибель людей в авариях и катастрофах, ухудшение экономического положения, рост преступности и стремление криминальных структур взять власть. Чувство тревоги создается ожиданием новых социальных взрывов, нестабильности экономической и политической обстановки, недовольством политикой властей, не дающей рядовым россиянам реальных социальных гарантий.

Одним из социально-экономического кризиса в стране стал рост преступности. Проблема беззащитности населения перед уголовным миром стала одной из самых животрепещущих, выходя на третье место после озабоченности низкой зарплатой и ее невыплатой. Так по данным опроса жителей Екатеринбурга в г.

Эмоциональная сфера младшего школьника

Введение к работе Актуальность темы исследования. Кризисное сознание, мироощущение сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. Наиболее остро это мировосприятие проявляется в периоды резких социальных трансформаций, когда происходит переустройство социальной системы, переоценка и изменение жизненных ориентиров и ценностей людей. Трансформационные процессы в современном обществе привели к ряду негативных последствий, каждое из которых отразилось на функционировании социальных групп, повседневной жизни каждого человека.

Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям Конечно, страх несоответствия — удел не каждого школьника. Многое.

Проблемы изучения тревожности и социального статуса в психологии. С развитием общества возникает множество различных проблем, связанных с личностью. В том числе, одной из них, является, изучение тревожности, ее связь с социальным статусом в межличностном взаимодействии. Общая характеристика понятия тревожности в психологии. Определение понятий тревога и тревожность. Тревога - переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности.

В отличие от страха, как реакция на конкретную, реальную опасность, тревожность — переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы. Различают ситуативную тревогу, характеризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность, как относительно устойчивое образование Р. На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принятия решения. Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности.

Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий — дезадаптативная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

Детские страхи от 7 до 11 лет

Страх рано или поздно переживают все люди. Связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут просачиваться в сознание в снах. Страх является наиболее опасной из всех эмоций.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ разной степени психологической и социальной раз- . Все это способствует развитию страха несоответствия.

С лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляются и в заметном преобладании страха смерти родителей по отношению к"эгоцентрическому" страху смерти себя.

Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны продолжают быть выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, уменьшающей как эгоцентрическую направленность личности, так и инстинктивно опосредованные формы страха. Однако это не означает, что мы можем окончательно"похоронить" все страхи, и в частности страх смерти.

Он трансформируется в страх смерти родителей, а в подростковом возрасте - в страх войны. Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в подростковом возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми. Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи.

Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха. Длительно существующее, устойчивое состояние страха определим как боязнь. В свою очередь, тревожность в отличие от тревоги, проявляемой в зависимости от ситуации, как и боязнь, - более устойчивое психическое состояние, лежащее в основе опасений.

Если страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного, то тревожность и опасения - подросткового возраста. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени.

Статья по психологии «Психологические особенности детских страхов»

Психолог Кременчуг Здраствуйте Антонина! Вы правы работа психологом очень ответственна, поэтому рекомендовала бы Вам начать обучение в какомто направление практической психологии появятся практические навыки и уверенность в себе появится. Другой вопрос в том, что Вам даст решение чужих проблем Что Я получу? Что Вы чуствуете когда комуто помагаете?

Психоаналитик, социальный психолог, клинический психолог страхи и фобии - распространенные причины обращений среди моих.

Исходя из многолетних исследований специалистов в области психологии, медицины и педагогики, можно выделить определенные страхи для каждого возрастного периода ребенка. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель испуг наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между месяцами. Раньше этот страх не может возникнуть по той причине, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых.

Что касается лицевой экспрессии страха и ее различения от других негативных эмоций, то у младенцев одни и те же проявления могут свидетельствовать как о страхе, так и страдании. Отчетливые различия в мимике этих состояний появляются у более старших детей. Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после 3 лет, достигая пика в 4 года. Они, например, боятся спать одни при выключенном свете.

Социальная фобия: как общаться без страха? Кирилл Шарков