Конспект лекций

Так в философии Хайдеггера проблемы техники даются через постановку и экзистенциальное решение общей проблемы бытия. Он критикует метафизическое понимание бытия. Основанием для этой критики является убеждение в том что говорить о бытие можно только в связи с опытом сущего а этот опыт может быть как предельно открытым экзистенциальным так и относительно зауженным эссенциальным. Подлинный опыт сущего настолько богат что всегда конкретен всегда касается человека. Такой опыт сущего имелся считает Хайдеггер на заре философской мысли прежде всего у досократиков. Именно из такого опыта объясняется ключевая по Хайдеггеру идея древней западной философии — феномен она же алетейя — истина в её древнегреческом понимании. Но не всякое лежащее перед глазами есть истинно очевидное феномен алетейя.

/ технический оптимизм и пессимизм

Философия науки и техники: Медоузом, согласно которому современный экологический кризис является результатом НТР. Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. С созданием Союза ССР 30 декабря вошла в его состав как союзная республика.

Тема 5. Технический оптимизм и технический пессимизм. Техницизм и технологический оптимизм. Технофобия. Дилеммы технического прогресса.

В мировоззренческом плане глобальные проблемы есть знаковый сигнал того, что человечество может исчезнуть из бытия как таковое, а эта возможность неосуществима без техники. В философии техники в контексте глобальных проблем различимы противоположные методологические установки, основными из которых являются технологический детерминизм и детерминизм социально-антропологический.

При анализе этих установок можно выяснить, что они есть теоретическое следствие принятия исследователями либо метафоры мира в качестве механизма техническое мировоззрение , либо мира в качестве живого организованного целого органицистское мировоззрение. Особое внимание следует уделить первой из них, поскольку именно её социальные проявления провоцируют сами глобальные проблемы. В техническом мировоззрении техницизме на уровне аксиом полагается, что общественный человек есть порождение универсума — мирового механизма; значит, человечество полностью обусловлено таким механизмом, поэтому кризисные явления в отношениях системы человек — общество — природа есть результат незнания или невыполнения законов функционирования этого механизма.

Техника же в таком случае встраивается между механизмом мира и человеком в качестве фактора, тотально детерминирующего человеческую жизнедеятельность, т. Такие соображения в зачаточном варианте появлялись на протяжении всей доиндустриальной истории цивилизации, но стали теоретически оформляться в конце века, тесно переплетаясь с техническими утопиями. Например, в работах Анри К. Сен-Симона - — , а именно: По сути, на метатеоретическом уровне это означало, что в погоне за позитивным знанием, являющимся отвлечённым от целостной жизнедеятельности, представители техницистской философии всё глубже обнажали технический источник такого знания, дойдя до вывода, что не наука определяет развитие техники, а наоборот.

Поскольку же только позитивное знание мыслилось источником благоприятных сценариев развития общества, следовал вывод: Отношения человек — природа и человек — общество анализировались с помощью отношения техника — природа, и техника объявлялась источником правильного понимания любых отношений. Это уже была бессознательная мистификация техники. Технический детерминизм — методология такой мистификации, базируется на следующей системе принципов:

ТЕХНОфобия

Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания. В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т. Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и рис.

Технологический пессимизм не может разрешить проблемы, вставшие перед современной цивилизацией. Однако его критические исследования.

Транскрипт 1 08, август УДК Технический пессимизм и технический оптимизм в оценке перспектив техногенной цивилизации Харланов А. Интегральной характеристикой уникальности духовного мира личности служит его менталитет [2; 6]. Поэтому очень важен анализ влияния неконтролируемого развития техники на ментальность субъекта [3; 4]. Истоки философии техники как самостоятельной философской дисциплины берут свое начало с возрастанием роли техники в обществе в конце начале вв. Это осмысление в итоге выразилось в двух основных тенденциях техническом оптимизме и техническом пессимизме [7; 14].

Технический оптимизм характеризуется идеализацией техники, переоценкой возможностей ее развития. В нем техника является единственным или первостепенным детерминирующим фактором социального прогресса [5]. Технический пессимизм характеризуется отрицанием, демонизацией и мистифицированием техники. Представители этого направления проклинают технику как врага человечества и причину всех его бед.

В результате в в.

Раздел 10. Философия техники и глобальные проблемы современности

Ценность техники как социокультурный феномен. Аксиология — философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Ценностная проблематика получила название аксиологической. Ценностная ориентация, то есть взгляд на реальность с точки зрения ценностей, является одной из главных форм человеческого отношения к действительности, наряду с познавательным и практическим отношением.

ТЕХНОфобия, определение - от греч. мастерство, ремесло и фобия) технологический пессимизм, опирающийся на антисциентизм и.

В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Напротив, сторонники технологического пессимизма в его основе — антисциентизм акцентируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации. Соотношение между этими подхода имеет выражение историческую специфику. Если на первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход, то примерно с середины в.

Бергсон доказывал, что техника — одно из проявлений"творческой эволюции", форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами. Именно в развитии техники от"тесаного камня до паровой машины" ему виделось проявление духовной силы человечества.

Билет 7. Будущее техники: угрозы и перспективы.

Запрашиваемая вами страница удалена или перемещена Не отчаивайтесь. Впишите вставьте название документа или интересующие вас ключевые слова в поисковую форму и нажмите кнопку"Поиск", либо воспользуйтесь навигационным меню в левой колонке.

Оптимизм и пессимизм «технического мировоззрения». Вне технологического детерминизма нет тех пессимизма и технофобии – они не могут.

Опыт сущего становится опытом абстрактных рассуждений. Логика формального мышления стала подменять былой опыт теоретизирования. Такой опыт сущего позволил увидеть природу как исчисляемую в соотношениях её элементов для нужд человека. Появляется постав —экспериментальное математическое естествознание и соотвествующая ему техника — другой способ раскрытия потаённого. Постав — то, что объясняет сущность именно современной техники.

В поставе природный материал превращается в источник добычи, захвата, преобразования, накопления и транслирования того, что чувственно не дано — энергии. Техника-постав — не есть техника вписанности в природно-космические процессы, она сама включает в себя технику в виде орудий и человека, который эти орудия применяет. Человек, вовлечённый в постав, сам поставлен на службу процесса поставления.

Технический оптимизм и технический пессимизм

Другое Исторически сложилось два полярных подхода к оценке технико-технологической динамики, а именно: В рамках технического оптимизма, опирающегося на сциентизм, абсолютизируются позитивные перспективы развития техники и технологии. Напротив, сторонники технологического пессимизма в его основе — антисциентизм акцентируют внимание на негативных сторонах технико-технологического развития цивилизации. Соотношение между этими подхода имеет выражение историческую специфику. Если на первых этапах развития техникознания доминировал технофильский подход, то примерно с середины в.

Бергсон доказывал, что техника — одно из проявлений"творческой эволюции", форма существования духовной силы, доминирующей над мировыми процессами.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ: идеологическое течение на Западе, обоснованное ТЕХНОфобия — (от греч. мастерство, ремесло и фобия) .

Философия техники и глобальные проблемы современности Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания. Современная философская мысль сосредоточена во множестве разноообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания.

В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина — философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально- и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности. Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т.

человека как рода, мироздания как внечеловеческой части универсума. Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и см.

В таком случае, первая из подсистем фиксирует те объекты подсистемы и элементы универсума, которые имеют и не могут не иметь комплекса атрибутирующих человека сущностных признаков социентальных качеств , а именно: Внечеловеческая же подсистема универсума условно мироздание — системная совокупность тех объектов, которые не обладают и не могут обладать отличительными признаками родовой сущности человека. Раскрытие в общей философии содержания означенных соотносительных подсистем универсума, т.

Техника же есть то, что всегда напрямую связано с деятельностью, поэтому философия техники появилась в ходе смыслового развёртывания, дифференциации и вычленения праксеологических аспектов общей философии в её более ранних и базовых разделах. А поскольку философия техники есть именно философия, существует в качестве таковой, то у нее должны иметься как собственный объект, так и собственный предмет осмысления, изначально встроенные в объект и предмет философии в целом.

Экологические императивы современной культуры. Человек-общество-природа , их взаимосвязь

На первых этапах развития технознания вплоть досередины в. Так проявляется противоречивая сущность техники и технического прогресса.

Хотя причины и проявления технофобии могут привести к серьезным РАН, экспертом Дирекции научно-технических программ Минобрнауки РФ. противоречие между собственным пессимизмом в отношении.

Техника как предмет философского осмысления; понятие и виды, классификация и структура, , год. Техника как предмет философского осмысления Место техники в системе философского знания Современная философская мысль сосредоточена во множестве разнообразных предметных дисциплин, каждая из которых имеет свою историю, традиции и определённое место в общей структуре философского знания.

В данном множестве есть особая предметная философская дисциплина - философия техники, призванная с позиций научно-мировоззренческого синтеза отвечать на вопросы о сущности техники, возможных перспективах развития на нашей планете глобализирующейся технической реальности, появившаяся в качестве одного из следствий решения актуальных теоретико-мировоззренческих проблем человечества, возникших с появлением индустриального, а затем и постиндустриального общественного укладов.

Процесс происхождения философии техники можно понять как специфическое проявление в становлении общей философии, т. В таком случае всё то, что мыслилось, мыслится и может быть мыслимо, например техника, заведомо касается объектов, материально и духовно-практически выделяемых нами в рамках универсума, который объективен, един и единственен, но бесконечно разнообразен, в силу чего в нём есть разные способы бытия в том числе и разумного , а следовательно, различные действительности.

Будучи абсолютно действительным для нас, мир в целом существует всегда предметно, т. Выражением содержания этой системы отношений и занято любое мировоззрение, образно же суть этого содержания можно попытаться выразить в виде не имеющей выделенного центра и границ бесконечной сферы, зримо представленной двумя условно разграничивающими эту сферу соотносительными подсистемами и рис.

Внечеловеческая же подсистема универсума условно мироздание - системная совокупность тех объектов, которые не обладают и не могут обладать отличительными признаками родовой сущности человека. Раскрытие в общей философии содержания означенных соотносительных подсистем универсума, т. Техника же есть то, что всегда напрямую связано с деятельностью, поэтому философия техники появилась в ходе смыслового развёртывания, дифференциации и вычленения праксеологических аспектов общей философии в её более ранних и базовых разделах.

А поскольку философия техники есть именно философия, существует в качестве таковой, то у нее должны иметься как собственный объект, так и собственный предмет осмысления, изначально встроенные в объект и предмет философии в целом.

QUAND NOS ANCÊTRES IMAGINAIENT LE FUTUR