КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ

Каково психоаналитическое понимание невроза страха и детских фобий? Какие виды страха рассматривались Фрейдом? В чем состоит различие между реальным и невротическим страхами? Каково психоаналитическое понимание причин возникновения и развития страха? Как Фрейд объяснял отношения между вытеснением и страхом? Что является первичным страхом в понимании Фрейда?

Некоторые ответы по детскому психоанализу

По классической психоаналитической теории, все мужчины подвержены кастрационной тревоге, которая не имеет никакого отношения к удалению яичек. Гораздо чаще оно используется как угроза кастрации утрата пениса при мастурбации, а также к импотенции или деморализации мужской роли. Но не столь давно и женский оргазм считался мужчинами не чем иным как бешенством матки. И только во вторую очередь данная установка может каким-то образом отразиться на женской половой роли.

Таким образом, так называемого кастрационного комплекса, у женщин по определению быть не может. Как пишет Карен Хорни, мотивы, возникающие в следствии эдипова комплекса, усиливаются и поддерживаются реальной дискриминацией, с которой женщина сталкивается в социальной жизни.

Тут же присутствует и страх возможного сексуального влечения матери к мальчику .. Фрейд считал, что страх кастрации вызывался по преимуществу .

Тревожность и страх в классическом психоанализе Большинство исследователей тревожности согласны в том, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая — и в научном, и в клиническом плане — была впервые 51 поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда , , , 1. Прежде всего, необходимо отметить, что взгляды Фрейда в отношении тревожности и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от С.

Близость взглядов Кьеркегора и Фрейда на понимание сути бытия человека, значение бессознательного неоднократно подчеркивалась историками науки [см. Для нас наиболее интересно, как эта близость проявляется в понимании тревоги и страха. И Фрейд, и Кьеркегор признавали необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакция на конкретную, знаемую опасность, в то время как тревожность — на опасность, не определяемую и не известную.

Фрейд придавал тревожности, может быть, наиболее ярко выражено в его лекции г.: Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, З. Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривая и уточняя свою концепцию главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. До сих пор практически ни одно исследование по тревожности, выходящее на Западе, не обходится без прямой или косвенной ссылки на эту книгу.

Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности.

Фаллическая стадия Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями.

Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть половых отношений более ясно, чем предполагают родители.

Фрейд приходит к выводу, что страх - продукт биологической и психической Страх кастрации трансформируется в страх перед совестью, а последний .

Это беспредметный или безобъектный страх. Например, общераспространенный страх перед пресмыкающимися: Страх фобий просто неописуем! Есть еще одна группа фобий, которые вообще сложно понять рационально. Таковыми можно считать иррациональные страхи открытых или закрытых пространств или многие фобии животных. В этом месте возникает несколько важных вопросов.

Продуктивным, по-видимому, является предположение, что там, где есть страх, должно быть что-то, чего люди боятся. Либидо сексуальное возбуждение замещается страхом. Существуют общие фобии, относящиеся к питанию, и более специфичные фобии особых видов пищи, которая через онтогенетические ассоциации или символическое значение оказывается связанной с бессознательными конфликтами.

Существуют анальные фобии, при которых любой ценой стараются избежать анального возбуждения.

Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности. Страх кастрации

Данные, полученные при психоаналитических исследованиях взрослых, привели его как ученого к мысли о необходимости дополнить наблюдения ценными сведениями из жизни детей. Маленький Ганс получал огромное удовольствие, оставаясь в постели со своей мамой и посещая с ней ванную комнату. С другой же стороны, он видел в своем отце соперника. По Фрейду, фобии Ганса были результатом его либидозного кровосмесительного желания своей матери, обостренного рождением его маленькой сестры. Это стало событием, из-за которого его удалили из родительской спальни и из-за которого уменьшилась доля материнского внимания к нему.

К этому нужно добавить ненависть Ганса к отцу как к сопернику, боязнь кастрации с его стороны, желание маленького мальчика и дальше заслуживать любовь матери.

По Фрейду,"эта жуть происходит из сближения с комплексом кастрации" слепотой достаточно часто является заменой страха кастрации", Фрейд, с.

Отправлено 01 - Одно из понятий классического психоанализа, означающее совокупность переживаний ребенка по поводу анатомического различия, обнаруживаемого им в процессе своей познавательной деятельности. Размышления Фрейда о комплексе кастрации стали составной частью психоаналитического подхода к исследованию инфантильной сексуальности, различного рода детских страхов, становления и разрушения эдипова комплекса. Пытаясь ответить на вопросы, возникающие с обнаружения анатомического различия, мальчик полагает, что с девочкой что-то случилось, что она чем-то провинилась и ее лишили мужской принадлежности.

Мальчик начинает испытывать страх. Он боится, что то же самое сделают и с ним. Страх утраты пениса ведет к возникновению того, что 3. Фрейд назвал комплексом кастрации. С точки зрения основателя психоанализа, комплекс кастрации присущ обоим полам, у девочек он называется зависть к пенису. Фрейда о комплексе кастрации тесно связаны с его идеями об эдиповом комплексе, когда мальчик испытывает сексуальное влечение к матери и враждебно относится к отцу, мешающему исполнению его желаний.

Страх перед утратой пениса усиливается у мальчика по мере того, как он начинает видеть в отце своего соперника. Страх кастрации, связанный с реальной или воображаемой угрозой, порождает у него всевозможные переживания, способные привести к душевным надломам и психическим срывам. У девочки комплекс кастрации порождает иные переживания.

Эдипов комплекс

Мартин Хайдеггер логика психоанализа ориентируется на субъект, а не на единое Тела где субъект отсутствует, отсюда выдуманные вещи про эдипов комплекс и нехватку пениса. Привнесённая Фрейдом идея отца отношения к единому Тела ребёнка не имеет, он в едином Тела с матерью. Смехотворные идеи Фрейда лучше отбросить как временные костыли гениальных прозрений его интуиции, а то, что отец влияет на что-то, то с ребёнком это никак не связано, а только с его женой, матерью ребёнка.

Самым известным пациентом Зигмунда Фрейда был русский эмигрант . этот сон может быть понят как отражение страха кастрации.

Фрейд считал, что страх кастрации начинается в фаллической стадии развития от 3 до 6 лет. Согласно его теории, когда мальчик начинает осознавать различия между мужскими и женскими половыми органами, то предполагает, что член у девочек был удален, и ему становится тревожно, что и ему отрежут пенис, если отец почувствует в нем соперника. Как правило, термин связывают с мужскими переживаниями, хотя комплекс кастрации присущ и женщинам.

В буквальном смысле комплекс кастрации относится к боязни ребенка увидеть свои гениталии изуродованными или полностью лишиться их в наказание за его сексуальные желания. В метафорическом смысле — это страх быть незначительным в социальном плане или в личных отношениях. Индивид опасается символической кастрации, его тревога относится к боязни деградации. Иногда его беспокоит и буквальная кастрация, он опасается потери мужественности и сексуального доминирования.

Постоянное беспокойство может полностью подавлять личность и сказываться на других аспектах жизни. Была обнаружена связь между комплексом кастрации и страхом смерти. Несмотря на различную степень тревоги, хронический страх может привести к потенциальным увечьям в угрожающих жизни ситуациях. По сути выстраивается цепочка: Ощущение бессилия вредно для психического здоровья личности.

Главная проблема — человек не признает связи сексуального аспекта с причиной эмоционального расстройства.

Эдипов комплекс: заметки по поводу случая маленького Ганса

Будь вечно со мной! Славятинского Мужчина никогда не устает на все лады изображать непреодолимую силу, влекущую его к женщине, и идущий бок о бок с этим — страх, что из-за нее он может утратить себя или умереть. Я сошлюсь, в частности, на живое выражение этого страха в поэме Гейне о легендарной Лорелее: Подобные сюжеты мы встречаем постоянно. Улисс приказал своим спутникам привязать себя к мачте, чтобы избежать обольщения сирен.

В эдиповском и кастрационном комплексах отец играет ту же роль внушающего страх противника инфантильных сексуальных влечений. Кастрация и.

Термин имеет весьма широкое применение; соподчиненными понятиями выступают темперамент и характер. Темперамент соотносится с конституционально обусловленными аффективно-моторными и когнитивными тенденциями. К характеру относятся Я-синтонные, рационализированные атрибуты поведения, формирующиеся на основе жизненного опыта. Нередко термины личность и характер используются как взаимозаменяемые. Последний чаще встречается в психоанализе, возможно, потому, что легче применим с метапсихологической точки зрения.

Термином личностные расстройства принято обозначать ригидные и дезадаптивные личностные черты, либо существенно нарушающие социальную деятельность индивида, либо вызывающие выраженный субъективный дистресс. Пациент считает, что его дистресс вызван другими например, супругом или коллегами и не может признать собственный вклад в ситуацию.

Лица с расстройствами характера, наоборот, создают проблемы и трудности для других, не признавая, что это делают. Однако эти понятия во многом перекрываются, и их четкое разграничение часто оказывается невозможным.

Первичность страха смерти или страха кастрации

Эдипов комплекс у мальчиков по Фрейду Убийца проснулся засветло, надел свои сапоги, Выбрал себе обличье из галереи предков И пошел по коридору. . Ребенок рождается, конечно, со своим уникальным набором генов, определенными врожденными особенностями и способностями, но психика его в определенном смысле является чистым листом , этим и обусловлена эта потребность в идентификации.

В своих трудах Фрейд ещё не раз упоминает женский страх перед мужскими Теории страхов по поводу кастрации были раскритикованы обществом.

Подробнее об авторах проекта. Адреса, телефоны, карта проезда. Страх кастрации В завершение развития инфантильной сексуальности достигается концентрация всего сексуального возбуждения на гениталиях. Интерес к гениталиям и генитальной мастурбации приобретает решающее значение и даже достигается своего рода генитальный оргазм. Тот факт, что генитальная разрядка всех видов сексуального возбуждения достигается к четырем-пяти годам жизни, конечно, не означает отсутствия предшествующего функционирования гениталий как эрогенной зоны.

Гениталии обладают высокой эрогенной чувствительностью с самого рождения; генитальная мастурбация наблюдается уже у младенцев. Эрогенность гениталий столь же первична, как анальная и уретральная эротика, а не создается перемещением эрогенных элементов из других зон. Однако уретральные и генитальные органы во многом совпадают.

Сексуальный комплекс

Конечно, сегодня можно было бы понимать генетическую теорию З. Фрейд называет первую фазу развития ребенка разлитым аутоэротизмом и нарциссизмом. Если бы младенец мог выразить словами свое отношение к миру, мы услышали бы: Тем не менее в процессе дифференциации эрогенных зон очень скоро после своего появления на свет младенец открывает для себя области наивысшего наслаждения. В течение первых 18 месяцев все его желания сосредоточены в оральной области, наибольшее наслаждение он получает от сосания удовлетворяющего объекта - материнской груди.

Повинуясь инстинктивным побуждениям своего тела, он пассивно получает удовлетворение в течение орально-рецептивной фазы и активно его ищет в течение орально-агрессивной фазы.

Как известно, Фрейд определял страх — как: «свойственная всем страха за жизнь или страха смерти, принимая во внимание кастрацию и.

Фрейд Запрещение, симптом и страх [3] Симптом и запрещение Фрейд устанавливает различие между симптомом и запрещением. Таким же образом существуют запрещения, происходящие из самонаказания. А более простые запрещения появляются в результате уменьшения психической энергии, например, по причине траура. Удовольствие, которое ожидалось от удовлетворения этого импульса, в результате подавления преобразуется в неудовольствие.

Так создается нечто вроде равновесия. Это понятие па языке психоанализа определяется как вторичный бенефис неврозу.

Проблема страха

С тех пор он рассматривает тревогу как аффект, переживаемый Эго в ответ на опасность, которая, в конечном счете, всегда имеет значение страха сепарации или потери объекта. Он также пролил свет на проблему защит, разграничивая их от подавления и постулируя, что Эго формирует симптомы и устанавливает защиты в первую очередь для того, чтобы избежать ощущения тревоги, которая олицетворяет страх сепарации и потери объекта.

До года Фрейд действительно полагал, что происхождение тревоги — исключительно физиологический феномен, заключающийся в том, что чрезмерная стимуляция или либидо находит канал, в котором она может достичь разрядки через прямое превращение в тревогу.

По мнению Фрейда, Я имеет в своем распоряжении различные механизмы Но настоящая движущая сила вытеснения – это страх кастрации, и Фрейд .

Подобно Киркегору, он провел различие между этими понятиями. Но если у Киркегора боязнь и испуг рассматривались как нечто определенное, в отличие от страха, трактуемого в метафизическом плане и соотнесенного с неопределенной возможностью свободы человеческого духа, то у основателя психоанализа различия между этими феноменами осуществлялись по иным основаниям, связанным главным образом с выделением психических состояний и отношений человека к ним под углом зрения грозящей ему опасности.

Проводя различия между страхом, боязнью и испугом, с точки зрения отношения к опасности, Фрейд высказал по этому поводу следующие соображения. Данный перевод и это название сохранились в последующих переизданиях, имевших место в России х годов. Именно в этой работе Фрейд выразил такое понимание природы страха, которое свидетельствовало об уточнении и пересмотре ранее выдвинутых им представлений о страхе.

И действительно, структуризация психики подводила Фрейда к психоаналитическому пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно Я , а не Оно является местом сосредоточения страха. Во-вторых, коль скоро страх в Я возникает под воздействием трех опасностей перед реальным миром, либидозным Оно и строгим Сверх-Я , то что же все-таки является первичным источником возникновения страха — сексуальные влечения человека или нравственные и социальные ограничения, налагаемые на него?

Это были не простые вопросы, ответы на которые поставили Фрейда перед необходимостью переосмысления предшествующих психоаналитических положений, выдвинутых им на основе описательного и динамического подхода к анализу бессознательной деятельности человека. Отвечая на первый вопрос, Фрейд радикальным образом изменил свои первоначальные взгляды на соотношение между вытеснением и страхом. Однако структурный подход к анализу психических процессов подтолкнул его к пересмотру данной точки зрения, и Фрейд отказался от ранее высказанного предположения о роли вытеснения как причине образования страха.

"Эдипов комплекс", Зигмунд Фрейд (13)